На главную Карта сайта  Главная  АКДИ  Архив материалов  Реклама  Контакты
 Тематические разделы
Бухучет
Налоги
Право
Экономика
Финансы
 Органы госвласти
Государственная Дума РФ
Совет Федерации РФ
Конституционный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Федеральная налоговая служба РФ
 Продукты и услуги
Издания и подписка
Альтернативные подписные агентства
Консультационная площадка ВКП
 Индикаторы
Курсы иностранных валют

Котировки драгоценных металлов

Текущая ставка рефинансирования ЦБ
8,25% (+0,25%)
(История)
МРОТ - 5554 руб.
(Подробнее)
 Рассылки
Новости сайта АКДИ "Экономика и жизнь"
(Подробнее, архив)

        

Право




Выбор аудитора для госпредприятия


Еженедельник "Экономика и жизнь" N 12, 2009 г.

С 1 января 2009 г. с приня­тием Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предприятия с долей государственной собственности не менее 25% обязаны выбирать аудитора на конкурсной основе. Проведение конкурса — серьезная работа. Участникам конкурсной комиссии придется не только разобраться в нормативной базе и конкурсной документации, но и найти выход из неоднозначных ситуаций. Иначе может оказаться, что выбранный аудитор не лучший.

 

Слияние двух норм

До принятия Федерального закона от 30.12.2008 № 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307- ФЗ) унитарные предприятия выбирали аудитора, руководствуясь Правилами проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов (далее — Правила). Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706.

С нового года выбирать аудитора нужно только в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94- ФЗ (далее — Закон № 94- ФЗ). Но применение этого закона вызывает множество вопросов, поскольку в нем не учтены особенности конкурса по выбору аудиторской организации.

При этом Правила не отменены и в настоящее время действуют. В них подробно прописана процедура проведения конкурса по отбору аудиторской организации, а также критерии и порядок оценки. Многие положения не противоречат Закону № 94- ФЗ и вполне применимы. В связи с этим при проведении конкурса за основу можно брать Закон № 94- ФЗ, а при конкретизации отдельных положений — Правила. Однако если постановление будет отменено, оснований для использования его положений не будет.

 

Можно ли не проводить конкурс?

До вступления в силу Закона № 307- ФЗ, если начальная (ма-ксимальная) цена договора на аудит, установленная организацией, оказывалась меньше 500 тыс. руб., аудитора можно было выбирать путем запроса котировок. А если сумма была менее 100 тыс. руб., то его можно было выбрать на свое усмотрение.

Теперь Закон № 307- ФЗ требует проведения открытого конкурса в любом случае.

 

Профессиональные выборщики

Согласно части 2 ст. 7 Закона № 94- ФЗ в конкурсную комиссию заказчик вправе включать преимущественно лиц, осуществивших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Не ясно, что означает «…вправе <…> преимущественно…», поскольку на предприятиях, как правило, таких специалистов нет, да и в агентствах и министерствах их немного.

Количество членов комиссии должно быть не менее пяти человек (ст. 7 Закона № 94- ФЗ). Как правило, в нее включается семь — девять человек: главный бухгалтер (или его заместитель), руководитель и представители финансовой службы, юристы, экономисты.

Исходя из позиции государственных органов и Правил в комиссию включаются представители территориального управления Рос­имущества (для ФГУП и акционерных обществ с долей федеральной собственности) или регионального или муниципального органа управления имуществом (для ГУП, акционерных обществсубъектов РФ и МУП) и вышестоящей организации, отраслевого агентства или министерства.

 

Конкурсная документация

Необходимым условием для проведения конкурса является подготовка конкурсной документации, которая согласно ст. 24 Закона № 94- ФЗ разрабатывается и утверждается заказчиком и должна быть опубликована на официальном сайте для размещения информации о заказах. По распоряжению Правительства РФ от 20.02.2006 № 229- р это сайт www.zakupki.gov.ru.

Данное требование рекомендуется выполнять, так как известны случаи, когда результаты конкурса отменялись Росимуществом именно из-за отсутствия публикации на сайте.

К конкурсной документации прилагается проект договора на проведение аудита (ст. 22 Закона № 94- ФЗ).

Аудиторам также необходима, хотя это не предусмотрено Законом № 94- ФЗ, информация о предприятии, без которой нельзя объективно определить трудоемкость аудита, а значит, и стоимость услуг.

Например, Правилами в минимальный перечень предоставляемой информации включены бухгалтерская отчетность, копии аудиторских заключений за три года, информация о численности работников. Важна также информация о филиалах и их объемных характеристиках (выручка, количество сотрудников, объектов основных средств). А вот техническое задание к договору не требуется.

 

Требования к участникам конкурса

Согласно ранее действовавшему Федеральному закону от 07.08.2001 № 119- ФЗ «Об аудиторской деятельности» претендентам на участие в конкурсе следовало представлять лицензию, пять аттестатов аудитора, полис страхования по договору и т.д.

Но проводить аудиторскую деятельность на основании лицензии можно только до конца 2009 г.

Аудиторские организации в соответствии с Законом № 307- ФЗ переходят на саморегулирование, и в дальнейшем клиентам придется вырабатывать новый набор требований.

СРО аудиторов, членство в которых является единственным допуском к работе, сформируются лишь к середине 2009 г. Только после этого появятся реестры аудиторов и аудиторских организаций.

В переходный период организаторам конкурсов ничего не останется, как скорректировать перечень требований к участникам, опираясь на прежний закон.

При необходимости от участников конкурсов требуется наличие лицензии ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Обязательные требования Закона № 94-ФЗ: участник конкурса не находится в состоянии ликвидации, не банкрот, его деятельность не приостановлена, нет значительной задолженности по налогам (ст. 11), однако он не обязан представлять документы, подтверждающие это.

Кроме того, заказчик вправе установить требование об отсутствии участника конкурса в реестре недобросовестных поставщиков.

Предъявлять требования, в частности, к опыту работы (как было предусмотрено Правилами), к количеству аудиторов, их квалификации и опыту, местам в рейтингах Законом № 94- ФЗ не допускается (на практике такие требования к участникам конкурсов их организаторами выдвигаются часто).

Таким образом, Закон № 94- ФЗ устанавливает минимальные требования к участнику конкурса: если организация имеет право на аудиторскую деятельность, она должна быть допущена к конкурсу.

 

Шкала бесценных качеств

Исторически сложилось, что при проведении конкурсов в соответствии с Законом № 94- ФЗ использовались критерии оценки технических предложений и распределение баллов на основании Правил.

Однако с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 218- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ситуация изменилась. Для определения лучших условий исполнения контракта конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации.

Кроме цены критериями оцен­ки аудиторских услуг могут быть:

1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

2) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

3) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

4) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Конкурсная комиссия при сопоставлении заявок по первому критерию вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие опыта выполнения работ (оказания услуг), производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса. Но значимость первого критерия в оценке не может составлять более 20%. Использование иных критериев оценки, кроме предусмотренных законом, не допускается.

В соответствии с Правилами весовой коэффициент финансового предложения равен 0,2, технического (в случае Закона № 94-ФЗ — критерии оценки, кроме цены) — 0,8. В настоящий момент какой-либо тра­диции при выборе распределения весовых коэффициентов не сложилось. И распределение по критериям у разных организаторов конкурсов значительно отличается.

 

Оценка финансового предложения

В извещении о проведении конкурса в соответствии с Законом № 94- ФЗ необходимо указать начальную (максимальную) цену контракта, которая является обязательным критерием оценки и сопоставления заявок.

Первый способ оценки предложений побеждает финансовое предложение (ФП) с наименьшей ценой.

Формула определения оценок участников может быть такой:

 

оценка ФПi = (ФПmax – ФПi) :

: (ФПmax – ФПmin) х 100,

 

где ФПmax — начальная (максимальная) цена, указанная в извещении;

ФПmin — наименьшая из цен участников конкурса;

ФПi — цена, содержащаяся в финансовом предложении i.

В данном случае финансовое предложение, содержащее наименьшую цену, получает 100 баллов, начальную (максимальную) — 0 баллов; а оценка остальных предложений линейно зависит от содержащихся в них цен. Таким образом поступают многие организации, особенно те, кто стремится получить аудиторское заключение (а не качественный аудит) за минимальную цену.

Для более ответственных организаций существует другой подход к оценке предложений. Требование, что лучшей должна быть минимальная цена из цен участников конкурса, в Законе № 94- ФЗ отсутствует. Если применять Правила, то максимальную оценку (100 баллов) получит финансовое предложение, которое близко к средней стоимости участников конкурса (отклонение не более 25% в большую или меньшую сторону).

Оценку других предложений необходимо рассчитывать путем вычитания из 100 баллов корректирующей величины, которая рассчитывается как произведение 100 и отношения величины отклонения финансового предложения конкретной аудиторской организации от средней стоимости к этой средней стоимости.

Такой способ оценки был предусмотрен в Правилах для борьбы с демпингом, недобросовестным аудитом, чтобы побеждали в конкурсах аудиторские компании с опытом работы, высокой репутацией.

Порядок оценки финансовых предложений в соответствии с Правилами не противоречит Закону № 94- ФЗ и не вызывает возражений Росимущества. При этом следует отметить, что указание начальной (максимальной) цены в извещении о проведении конкурса на основании Закона № 94- ФЗ не дает участникам возможности указать высокую цену.

 

* Автор статьи — участник конкурсов по выбору аудиторов, в прошлом участвовал в конкурсных комиссиях как представитель профессионального аудиторского объединения «Институт профессиональных аудиторов».

 

Д. Уваренков,
директор по маркетингу ЗАО «Универс-аудит»


Материалы сайта «Экономика и жизнь»

Суточные за однодневную командировку: НДФЛ не будет

Могут ли суточные, выплаченные сотрудникам, которые направлены в однодневную командировку, рассматриваться в качестве компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ? Этот вопрос нередко становится предметом налоговых споров, 11 сентября 2012 г. Президиум ВАС РФ поставил точку в этом споре.

Документация: сроки хранения и передача в архив

Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета прописаны в законодательстве. По истечении этих сроков документы уничтожаются. Но всегда ли оправданы такие действия? В каких случаях может появиться необходимость хранить документацию за пределами общих сроков? И можно ли хранить документы в электронном виде?

Обновленная «упрощенка»

В настоящей статье мы расскажем обо всех поправках, касающихся общей «упрощенки».

 «Экономика и жизнь»
«К концу года возможен дефицит региональных бюджетов»
Экономика и жизнь № 34, 2014 год

Экономика и жизнь

  Оформить подписку
 Журналы
Страховые взносы с 2015 года: что изменится
Новая бухгалтерия № 8, 2014 год




  Оформить подписку
Суточные в загранкомандировке
ЭЖ Вопрос-ответ № 8, 2014 год




  Оформить подписку
Учет бюджетных субсидий на УСН
Малая бухгалтерия: «упрощёнка», «вменёнка», ЕСХН № 5, 2014 год




  Оформить подписку
Поправки в Налоговый кодекс
Официальные документы и разъяснения № 10, 2014 год



  Оформить подписку
Наличные расчеты (кассовые операции)
Экономико-правовой бюллетень № 8, 2014 год




  Оформить подписку
 Наши партнеры


     

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции.
Интернет-сервер "АКДИ Экономика и жизнь" зарегистрирован Госкомитетом по печати. Рег. № 016119 от 15 мая 1997 г.

Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" © 1997-2010, all rights reserved.
Тел.: (499) 152-68-65, факс: (499) 155-87-96,